Снос самовольная постройка

    Администрация муниципального  образования г. N обратилась в суд с иском к  Г.Т.Н.  о сносе самовольной постройки, в котором просила признать объект недвижимости, возведенный ответчицей  на земельных участках, расположенных по адресу: ……, самовольной постройкой и обязать ответчика в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда, снести за счет собственных средств самовольно возведенный объект  недвижимости, а в случае  невыполнения ответчиком указанных требований в установленный срок, предоставить истцу право сноса  данной постройки с последующей  компенсацией  расходов  за счет ответчика. 
    В обоснование  своих требований истец указал, что  строительство  указанного объекта осуществлялось на протяжении длительного времени, однако ответчиком не предпринималось никаких мер к получению  разрешений на строительство и на ввод  объекта в эксплуатацию. Спорный объект  недвижимости расположен на двух  не объединенных  земельных  участках с назначением  для ведения личного  подсобного хозяйства и для индивидуального жилищного строительства, единый земельный участок не сформирован и границы его не установлены, не согласованы с соседними земельными участками. Данный объект  подключен к сетям  инженерных коммуникаций: свет, газ, вода, также в отсутствие разрешительной  документации. 
    Юристы компании, представляющие  интересы  Г.Т.Н.  возражали против удовлетворения требований  истца, положив в основу своих доводов  следующее.
    В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации). 
    Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. 
Пунктом 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением. 
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. 
    Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации). 
    Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. 
    В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления. 
    Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). 
    Исходя из изложенного постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка). 
    Как установлено судом, целевое  назначение  земельный участок, на котором расположена спорная постройка - строительство индивидуальных жилых домов. 

    В соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. 
    В силу статей 4041 ЗК РФ собственник (иной титульный владелец) земельного участка вправе возводить на нем здания (строения, сооружения) в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. 
    В статье 2 Кодекса закреплено, что градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий. 
    В силу ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Законодательством четко определена процедура выдачи разрешения на строительство и исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство. 
    Частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 этой статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. 
    К случаям, когда выдача разрешения на строительство не требуется, указанным в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса, не относится строительство объектов индивидуального жилищного строительства. 
    В случае предъявления исковых требований о сносе самовольного строения  органом  местного самоуправления, права и охраняемые интересы которых нарушены в результате самовольного строительства, на истце лежит обязанность доказать, что сохранение постройки нарушает  права либо создает угрозу его жизни и здоровью. В этом случае юридическое значение будет иметь факт доказанности нарушений прав истца самим строением, не связанный с процедурой осуществления его строительства (получением соответствующих разрешений, согласований). 
    Между тем, в нарушение ст. 56131 ГПК РФ истец не указал в своем заявлении, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения его прав или законных интересов. То обстоятельство, что спорное строение возведено в отсутствие разрешения на строительство, само по себе не может служить безусловным основанием для удовлетворения иска о сносе самовольной постройки. 
    Доказательств того, что сохранением самовольно возведенного жилого дома общей площадью 1149,9 кв.м., расположенного по  адресу:….  нарушаются права и законные интересы других лиц, либо создается угроза жизни и здоровью граждан, истцом не представлено, в то время как обязанность доказывания этих обстоятельств лежит именно на истце. 
    С целью установления, допущены ли при возведении самовольной постройки существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан, судом  по ходатайству представителя ответчика, по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза, согласно выводам которой спорный жилой  дом, является капитальным строением, опасные геологические  процессы на площадке  не обнаружены, выполненные работы   по возведению жилого дома  соответствует строительным, градостроительным, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным нормам и правилам, не нарушают действующих ГОСТов, СНиПов и СанПинов, объект здания - жилой дом не создает угрозу жизни и здоровью граждан в связи с тем, что при строительстве здания соблюдены требования «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» ФЗ РФ от 3012.09г. № 384. 
    Кроме этого, то обстоятельство, что ответчиком получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на возведенное им строение при условии, что в соответствии с п. 4 ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним до 1 марта 2015 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства, свидетельствует, о принятии им возможных мер по легализации спорного объекта недвижимости. 
    В связи с этим доводы  истца о том, что  Г.Т.Н. не предпринималось мер к легализации спорного строения, являются несостоятельными. 
С учетом того, что строение возведено ответчиком на собственном земельном участке; она предприняла меры к его легализации - провела техническую инвентаризацию жилого дома, поставила его на кадастровый учет, что по заключению экспертов  при строительстве жилого дома не были нарушены строительные нормы и правила, строение не создает угрозу жизни и здоровью граждан, суд пришел к выводу об отсутствии  оснований к удовлетворению исковых требований  администрации муниципального образования  г.N  в применении к  Г.Т.Н. ответственности, установленной ст. 222 ГК РФ. Само по себе отсутствие разрешения на строительство не служит безусловным основанием для удовлетворения иска о сносе самовольной постройки.

|

 


 

 

arrow_upward